«Вечерний Брест» №101 • www.vb.by • 22 декабря 2010 года

Дежавю с Николаем Алдановым

18 декабря брестская публика рукоплескала виртуозу-балалаечнику Андрею Горбачеву и оркестру народных инструментов имени Леонида Иванова (Могилевская областная филармония) под управлением Николая Алданова.

Не в обиду именитому московскому гостю предположу, что прежде всего брестчан притягивала в афише эта фамилия - Алданов.

Уроженец Могилевщины Николай Михайлович Алданов 26 лет прожил в Бресте и почти все эти годы преподавал в Брестском музыкальном колледже. С возглавляемым им оркестром народных инструментов он добился всех мыслимых и немыслимых знаков отличия для ученического творческого коллектива. Ярко отпраздновав персональный полувековой юбилей, вдруг резко изменил свою жизнь.

Нет, он по-прежнему остался верен музыке, но служит ей уже далеко от Бреста - в Могилеве. С уходом из жизни знаменитого музыканта-педагога Леонида Иванова здесь осиротел созданный им оркестр народных инструментов. Чтобы не растерять традиции, сохранить уровень коллектива, нужна была личность, равнозначная прежнему художественному руководителю. Такого человека увидели в Алдннове, кстати, ученике Иванова. От поступившего предложения трудно было отказаться. И Николай Михайлович стал художественным руководителем и главным дирижером оркестра народных инструментов имени Леонида Иванова. А еще Алданову доверили руководство педагогическим факультетом филиала УО «Белорусская го-сударственная академия музыки».

Время от времени до брестчан доходили вести об успешной деятельности Алданова на Могилевщине. Потому первый его приезд с оркестром в Брест не мог не вызвать интереса - концертный зал областного общественно-культурного центра был полон.

Да, когда он еще работал в Бресте, то заложил такую традицию - приглашать выдающихся исполнителей-«народников». Так мы познакомились с народным артистом России Александром Цыган-ковым («Паганини русской домры»), исполнителем-виртуозом из Орла Евгением Дербенко. Казалось бы, с отъездом Алданова мы лишились этой возможности - ведь многое строилось на его личных связях. Но, оказывается, Алданов о нас не забывал. На этот раз он привез с собой блестящего исполнителя, виртуоза экстра-класса Андрея Горбачева.

Андрей Горбачев начал играть на балалайке с 5 лет. В 8 лет впервые выступил на концертной эстраде. Ну а дальше была учеба в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, победы в международных конкурсах, гастроли по России и за рубежом. Сегодня Андрей Горбачев - выдающийся исполнитель, обладатель неофициального титула «первая балалайка мира». А еще он аранжировщик, композитор. В Академии музыки имени Гнесиных Андрей Александрович возглавляет кафедру струнных народных инструментов.

Ну а брестская публика убедилась, что гость к тому же - талантливый комментатор исполняемых произведений. Например, в первом отделении нам предстояло слушать два крупных полотна - авторскую версию для балалайки «Концерта для мандолины с оркестром» Ефрема Подгайца и «Концерт-симфонию для балалайки с оркестром» Александра Цыганкова. Андрей Горбачев объяснил, что подбор сочинений не случаен и объясняется их внутренней логикой. Вопрос, который задается первым произведением, находит разрешение во втором. Оба они - о судьбах России, о прохождении ею искушений: от разгула нечисти и покорности злой силе до очищения через страдания.

После исполнения он благодарил оркестрантов за их задорные, горящие глаза, за способность сыграться с солистом в течение одной репетиции.

Тепло встретила брестская публика ведущего мастера сцены Могилевской филармонии меццо-сопрано Елену Материнко, белорусских домристов лауреатов международных конкурсов Наталью Корсак и Николая Марецкого.
Наверное, Многих не покидало ощущение, о котором хорошо сказал директор Брестского музыкального колледжа.

Выйдя на сцену для приветствия, Ромуальд Жабинский заметил:
- Такое чувство, что Алданов никуда и не уезжал!

Действительно, эффект дежавю создавало многое. И то, что над всем увиденным и услышанным царил дирижер Алданов с его лучезарной улыбкой, стремительностью движений, артистизмом. И то, что в репертуаре могилевчан появились коронные брестские номера, игра с элементами театрализации, в которую азартно включилась и «первая балалайка мира». И вновь, как и раньше, публика многоголосо просила: "Барыню! Барыню", а на «Чардаше» зал отбивал такт ладонями...

Похоже, что Андрей Горбачев тоже был захвачен этим нарастающим эмоциональным вихрем. На прощальный поклон маэстро (видимо, от избытка чувств) вышел с рюмкой брестской водки, которую, как он признался, полюбил.
- Как по-белорусски пожелать здоровья? - спросил он у коллеги Алданова.

Публика не хотела отпускать музыкантов, Возгласы «Браво!» перемежались криками: «Мало!» Алданов обещал приезжать.

Людмила БУНЕЕВА
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

 
212030, Республика Беларусь,
г. Могилёв, ул Крыленко, 12
Оркестр народных инструментов имени Л. Иванова
Тел: +375 (29) 247 8490     E-mail: ivanovork@mail.ru